Опубликовано: 05.02.2019
Техника безопасности (для родителей)
Нам в жизни всегда и везде приходится сталкиваться с техникой безопасности. Как безопасно пользоваться утюгом или микроволновкой, как безопасно работать ножницами или иголкой… Когда мы устраиваемся на работу, то обязательно знакомимся с техникой безопасности и даже дети в школе изучают правила безопасного поведения.
А вот о безопасности родителей мы задумываемся редко, если вообще задумываемся. И речь сейчас не об электроприборах в быту и бытовой химии. Речь о другом – об эмоциональном состоянии родителей.
«Все ради ребенка». Под этим лозунгом живут многие семьи, а особенно мамы. И ребенку всегда достается лучший кусочек торта, больше котлет (потому что мама «не хочет»), исполняются все желания по масимуму возможностей, при этом забывается, что интересы и желания есть и у родителей. Но ведь ребенок важнее! А о своих желаниях мама подумает когда-нибудь потом. На пенсии. Если они еще будут актуальны.
А стоит ли? Стоит ли ставить желания ребенка на первое место? Стоит ли отказываться от свои интересов и желаний ради ребенка? Иногда мы оправдываем это тем, что ребенку надо учиться и потому просто необходимо половину бюджета семьи тратить на репетиторов, а все свое время посвятить занятиям с ребенком. Чтобы у него не было свободного времени даже подумать о каких-то друзьях или прогулках. Учиться надо!
И в результате наших стараний мы видим ребенка, который ничего уже не хочет. Он только учится и то из-под палки, и маму, которая «замучена бытом и уроками», маму, которая забыла, когда последний раз о чем-то мечтала, куда-то ходила, ведь ей все некогда – надо заниматься ребенком, всю себя посвятить ему.
А стоит ли это делать?
Да, конечно, ребенку надо помогать, ребенка надо развивать, с ним необходимо играть и заниматься. Но ведь все хорошо в меру. И заниматься с ребенком можно между делом, когда у вас м у ребенка есть несколько свободных минуток. Поверьте, результат будет не хуже, а только лучше.
Планирование – наше всеКак бы ни казалось, что планирование отнимает время, которого и так мало – это основной и очень важный момент.
Мечты не станут целями, пока не примут материальный образ на бумаге. Как только мы начали писать план, то уже прикидываем где, когда и как можем его воплотить.
Каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда. (Брайан Трейси)
Имейте небольшой арсенал у себя под рукой
Заранее сложите в коробку или на полку все необходимое: чек-лист с заданиями, распечатки, книги, канцелярские принадлежности. Чтобы сразу взять все необходимое и заниматься.
Это как, скажем, планировать меню на неделю.
За час-два до ужина вы думаете, чтобы приготовить? Обдумываете варианты, а ревизия холодильника покажет – воплотится ли задумка.
Вы пишите список блюд (о планах – было выше), которые хотите приготовить, закупаете необходимые продукты. И дальше просто готовите по списку – все необходимое у вас есть.
Думаю, разница очевидна.
Долой перфекционизм!Не замахивайтесь на сложные занятия – длительные, требующие тщательной подготовки.
Если запланировать занятие с кучей карточек, пособий, раздаточных материалов – велик шанс, что этого мы не сделаем никогда. Встроить 1–1,5 часовые занятие в свой день непросто, а на подготовку потребуется много времени. Берите простые упражнения, на реализацию которых потребуется минимум времени.
Ежедневных занятий по 15–20 минут – достаточно, чтобы начать тренировать какой-то навык. Но можно заниматься и не каждый день, делать занятия более длительными – это тоже допустимо. Подбирайте такой вариант, который будет удобным именно для вас.
Пусть занятия пройдут в неидеальном месте и неидеальных условиях. Главное – делать. Но делать …
… регулярно!
Только регулярные занятия дадут результат. Почему?
Есть такой закон развития «закон перехода количественных изменений в качественные». Количественное изменение не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению. Причем произойти это может неожиданно, как скачок.
Помните, как ребенок учился ходить? Он 9–12 месяцев тренировался: сидел, ползал, стоял ... пока однажды “вдруг” не пошел!
Качественные изменения возможны только при многократной тренировке. Поэтому, не нужно требовать от детей немедленных результатов.
Только позитив
Заниматься с детьми нужно интересно и весело! Ведь ведущая деятельность ребенка сначала – игра, потом – учеба. Но четких границ – когда, во сколько лет точно один вид деятельности сменяет другой – нет! Это происходит постепенно.
И поступление ребенка в школу не отменяет его право на игру. Поэтому даже в младшей школе очень эффективно учиться играя . Ободряйте ребенка, шутите, улыбайтесь … Все равно результат вы увидите не сразу)
А время с ребенком, проведенное с удовольствием, не считается потерянным.
Инструкция по встраиванию
Привяжите занятие к режиму дняВспомните, как начинается и заканчивается ваш день? У каждой семьи есть свои ритуалы (ключевое слово РИТУАЛЫ), то, что повторяется изо дня в день, и незыблемо выполняется. Значит, привязав занятия к режимным моментам, мы никогда их не пропустим!
Как правило, завтракаем и ужинаем мы всей семьей. Что это нам дает в контексте занятий?
Например, ввести традицию – английский (немецкий, китайский) завтрак. Договариваемся, что в это время мы будем разговаривать по-английски. После еды, 5–10 минут уделяем написанию букв, слов. Небольшой мультфильм на иностранном языке завершит традицию. Так можно провести полноценное 30 минутное занятие!
Пока мама готовит, в это время также возможно заниматься. Прямо на кухне: почитать вслух, выучить стих, повторить таблицу умножения, выполнить задание в тетради…
У вас есть традиция читать перед сном? Это отличная возможность потренировать технику чтения: вслух, молча, тихо или громко, по ролям, вверх ногами … – заданий существует великое множество. Чтение – это вообще всесторонне развивающее занятие. Можно тренировать память, внимание, мышление, речь.
По дороге, в машине, на площадкеДаже если школа находится неподалеку, у вас есть 5–10 минут на занятия по дороге! Подойдут игры на устный счет, внимание, наблюдательность и т.д.
А если вы едете в машине, то можно делать артикуляционную гимнастику, проговаривать скороговорки, подобрать развивающую аудио сказку. В длительный путь обязательно возьмите карандаш и блокнот – кроссворды, анаграммы, игры типа «Балда», “Морской бой”, “Крестики–нолики” – всегда беспроигрышный вариант.
Волшебные письмаРебенок просыпается утром и находит письмо от Гнома или Волшебника. Послание нужно прочитать! Но ведь чужие письма читать нехорошо, поэтому ребенок читает его сам – прекрасный способ тренировки техники чтения. Да, Гном может не только письма писать, но и присылать другие задания.
Этот прием не будет работать долго, но со временем он может перерасти в обычай делать какие-то упражнения каждое утро. Можно заранее распечатывать нужные задания, а утром их выполнять.
В родном доме и стены помогаютДля ребенка нужно создать среду, которая будет стимулировать развитие. Об этом много писали Виктор Шаталов, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Борис Никитин и другие педагоги. Применять, так называемый принцип “Соленого огурца”. Вокруг ребенка надо создать такую обстановку, чтобы он напитывался, как огурец в бочке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был, в рассоле он рано или поздно просолится.
Прекрасно подойдут таблицы, плакаты, майнд-карты, развешанные на стенах.
А как вы занимаетесь с детьми дополнительно? Поделитесь своими секретами в комментариях!